Страничка педагога-психолога

Мартюшова Юлия Сергеевна

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости моей странички на сайте ДОУ!

Главной целью моей работы в детском саду комбинированного вида является преодоление имеющихся у детей трудностей в эмоциональном развитии, в установлении контактов со сверстниками и взрослыми.

Поэтому, рада приветствовать на своей странице всех, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии личности своего ребенка, и тех, кто не равнодушен к проблемам, потребностям и особенностям в развитии детей с ОВЗ.

Страница адресована детским психологам и воспитателям, специалистам работающим с детьми с ОВЗ, а также с родителями детей дошкольного возраста.

Я и все педагоги нашего образовательного учреждения готовы к общению с вами.

Мы ответим на интересующие вас вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей с ОВЗ в детском саду.

Буду рада отзывам и предложениям на страничке.

Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (основные направления)

Психолого- педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ (основные направления)

Законодательно- правовые аспекты и нормативные документы:

Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога- психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально – юридических норм образования в Российской Федерации.

В перечень нормативной документации педагога – психолога входят:

1.  Законодательные акты, определяющие работу педагога-психолога в детском саду:

МЕЖДУНАРОДНЫЕ 

  1. Конвенция о правах ребенка;
  2. Международная классификация болезней (МКБ 10). 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  1. Конституция РФ;
  2. Закон об образовании;
  3. 3. ФГОС ДО;
    • Семейный кодекс;
    • Документы педагога-психолога.

ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ

  1. Должностная инструкция педагога-психолога;
  2. Положение о психолого — педагогическом консилиуме.

 

2.  Документация, регламентирующая деятельность педагога-психолога:

В целях упорядочения работы педагога-психолога, определения ее места в общей системе деятельности образовательного учреждения и оценки ее эффективности, для педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях системы Департамента образования, вводятся следующие формы документации.

  1. Формы учета деятельности и отчетности педагога-психолога образовательного учреждения — являются основой для контроля и оценки деятельности педагога-психолога со стороны администрации и содержат:
  • количественные данные о проведенной в течение года работе;
  • основные проблемы, по которым обращались к психологу;
  • научно-методические средства, применявшиеся в работе;
  • качественную характеристику проведенной работы.

Перечень документации

  1. Годовой план работы;
  2. График работы;
  3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГАи методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы;
  4. Журнал учета проведенной работы;
  5. Используемые в работе программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы;
  6. Аналитический отчет о проведенной работе за год.

Пишется в свободной форме, включает:

  • количественные данные о проведенной в течение года работе;
  • качественный анализ основных проблем, по которым обращались к психологу;
  • основные проблемы и трудности в работе;
  • перспективные направления работы.
  1. Рабочие материалы педагога-психолога. Данная группа документов является закрытой и может предъявляться только профильным специалистам, руководителю образовательного учреждения. Она представляет собой рабочие материалы педагога-психолога и включает в себя основное содержание его работы: с отдельным ребенком, группой детей, педагогом, родителями и др.

Основной формой этой документации является психологическая карта.

Карта содержит:

а. Протоколы и данные обследований, бесед, наблюдений и других форм работы:

  • дата и время работы;
  • основания для работы;
  • формы работы (название метода, необходимые комментарии);
  • краткий вывод;
  • перспективы дальнейшей работы.

б. Данные о рекомендациях педагогам и родителям.

в. Название коррекционных и развивающих программ, которые проводились с ребенком;

г. Письменные заключения; предоставляемые психологом другим специалистам, в различные учреждения, родителям и т.п.

Психолог в детском дошкольном учреждении связан с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают эффективное развитие каждого ребенка с учетом его особенностей.

Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

Формы работы педагога-психолога:

  • индивидуальная и групповая;
  • психологическая работа в контексте семьи (совместная работа ребенка и родителей).

         С какой категорией детей работает педагог — психолог:

— Дети, находящиеся в социально- опасном положении;

— Дети со слабой центральной нервной системой (страхи, тревожность, длительная адаптация, неврозы, патологические привычки);

— Дети с эмоционально- личностной незрелостью (проблемы взаимоотношений со сверстниками);

— Дети с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР, ЗРР, Синдром Дауна, Умственная отсталость, Аутизм и др.).

 Основные направления деятельности психолога ДОУ:

  1. Психологическая диагностика.

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Обязательно:

— Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

— Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

— Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.

— Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно:

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

  1. Психологическая профилактика.

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологом стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Обязательно:

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

— анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

— групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
— информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

  • Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:

— Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;

— Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ;
— Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

3. Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.

Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, как имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме, так и с детьми с особыми возможностями здоровья. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.

Обязательно:

Выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный образовательный маршрут) развития ребенка;

Проведение коррекционно-развивающей образовательной деятельности.

4. Психологическое консультирование.

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Обязательно:

  • Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

Дополнительно:

  • Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
    • Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

5. Психологическое просвещение и обучение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

— актуализация и систематизация имеющихся знаний;

— повышение уровня психологических знаний;

— включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Обязательно:

  • Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов;
  • Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.

Дополнительно:

  • Создание информационных уголков.

Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.

Влияние родительских установок на развитие детей

Какие игрушки необходимы детям

Капризы и упрямство

Леворукий ребенок

Учим ребенка общаться

Чтение