Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости моей странички на сайте ДОУ!
Главной целью моей работы в детском саду комбинированного вида является преодоление имеющихся у детей трудностей в эмоциональном развитии, в установлении контактов со сверстниками и взрослыми.
Поэтому, рада приветствовать на своей странице всех, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии личности своего ребенка, и тех, кто не равнодушен к проблемам, потребностям и особенностям в развитии детей с ОВЗ.
Страница адресована детским психологам и воспитателям, специалистам работающим с детьми с ОВЗ, а также с родителями детей дошкольного возраста.
Я и все педагоги нашего образовательного учреждения готовы к общению с вами.
Мы ответим на интересующие вас вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей с ОВЗ в детском саду.
Буду рада отзывам и предложениям на страничке.
Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (основные направления)
Психолого- педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ (основные направления)
Законодательно- правовые аспекты и нормативные документы:
Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога- психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально – юридических норм образования в Российской Федерации.
В перечень нормативной документации педагога – психолога входят:
1. Законодательные акты, определяющие работу педагога-психолога в детском саду:
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
- Конвенция о правах ребенка;
- Международная классификация болезней (МКБ 10).
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- Конституция РФ;
- Закон об образовании;
- 3. ФГОС ДО;
- Семейный кодекс;
- Документы педагога-психолога.
ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ
- Должностная инструкция педагога-психолога;
- Положение о психолого — педагогическом консилиуме.
2. Документация, регламентирующая деятельность педагога-психолога:
В целях упорядочения работы педагога-психолога, определения ее места в общей системе деятельности образовательного учреждения и оценки ее эффективности, для педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях системы Департамента образования, вводятся следующие формы документации.
- Формы учета деятельности и отчетности педагога-психолога образовательного учреждения — являются основой для контроля и оценки деятельности педагога-психолога со стороны администрации и содержат:
- количественные данные о проведенной в течение года работе;
- основные проблемы, по которым обращались к психологу;
- научно-методические средства, применявшиеся в работе;
- качественную характеристику проведенной работы.
Перечень документации
- Годовой план работы;
- График работы;
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГАи методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы;
- Журнал учета проведенной работы;
- Используемые в работе программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы;
- Аналитический отчет о проведенной работе за год.
Пишется в свободной форме, включает:
- количественные данные о проведенной в течение года работе;
- качественный анализ основных проблем, по которым обращались к психологу;
- основные проблемы и трудности в работе;
- перспективные направления работы.
- Рабочие материалы педагога-психолога. Данная группа документов является закрытой и может предъявляться только профильным специалистам, руководителю образовательного учреждения. Она представляет собой рабочие материалы педагога-психолога и включает в себя основное содержание его работы: с отдельным ребенком, группой детей, педагогом, родителями и др.
Основной формой этой документации является психологическая карта.
Карта содержит:
а. Протоколы и данные обследований, бесед, наблюдений и других форм работы:
- дата и время работы;
- основания для работы;
- формы работы (название метода, необходимые комментарии);
- краткий вывод;
- перспективы дальнейшей работы.
б. Данные о рекомендациях педагогам и родителям.
в. Название коррекционных и развивающих программ, которые проводились с ребенком;
г. Письменные заключения; предоставляемые психологом другим специалистам, в различные учреждения, родителям и т.п.
Психолог в детском дошкольном учреждении связан с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают эффективное развитие каждого ребенка с учетом его особенностей.
Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.
Формы работы педагога-психолога:
- индивидуальная и групповая;
- психологическая работа в контексте семьи (совместная работа ребенка и родителей).
С какой категорией детей работает педагог — психолог:
— Дети, находящиеся в социально- опасном положении;
— Дети со слабой центральной нервной системой (страхи, тревожность, длительная адаптация, неврозы, патологические привычки);
— Дети с эмоционально- личностной незрелостью (проблемы взаимоотношений со сверстниками);
— Дети с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР, ЗРР, Синдром Дауна, Умственная отсталость, Аутизм и др.).
Основные направления деятельности психолога ДОУ:
- Психологическая диагностика.
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Обязательно:
— Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
— Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
— Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
— Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Дополнительно:
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
- Психологическая профилактика.
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологом стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Обязательно:
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
— анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
— групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
— информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
- Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
— Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;
— Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ;
— Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
3. Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.
Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, как имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме, так и с детьми с особыми возможностями здоровья. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.
Обязательно:
Выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный образовательный маршрут) развития ребенка;
Проведение коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
4. Психологическое консультирование.
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Обязательно:
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
Дополнительно:
- Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
• Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
5. Психологическое просвещение и обучение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
— актуализация и систематизация имеющихся знаний;
— повышение уровня психологических знаний;
— включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
- Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов;
- Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.
Дополнительно:
- Создание информационных уголков.
Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.
Влияние родительских установок на развитие детей